Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Для вашего удобства - воспользуйтесь поиском по сайту ДОУ

Система "казачьего образования"

Опубликовано 26.09.2022

Краснодарский край является многонациональным регионом, на территории которого проживают представители более чем 120 наций и народностей, а потому вопрос выстраивания добрососедских, бесконфликтных, гармоничных этноконфессиональных и межкультурных связей и отношений здесь является одним из самых актуальных. Не последняя роль в этом отводится современному казачеству, за возрождение традиционного уклада жизни которого последовательно выступает руководство Кубани.

В ситуации доминирования в современном обществе процессов глобализации, деформирующих традиционную систему ценностей казаков и способствующих размыванию культурно-исторической идентичности, утраты механизмов культурной преемственности, составными частями которой традиционно выступали семья, станица или хутор, казачье войско, особую актуальность приобретает именно казачье образование, посредством которого можно передавать знания об истории и культуре, обычаях и традициях, нормах и ценностях казаков, воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и гражданственности.

Складываться система «казачьего образования» в новой России начала в 1990-е гг., когда шёл активный поиск возможных путей и альтернатив возрождения казачества. В Краснодаре в 1994 г. создаётся кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М. П. Бабыча». Позднее в различных образовательных учреждениях края спонтанно появляются классы и группы казачьей направленности, число таких учреждений, вместе с казачьими корпусами, к 2000 г. достигает девяти с общим количеством обучающихся до 500 человек. Рост числа казачьих классов в школах Кубани стал наиболее заметен с 2004 г., после опубликования Постановления главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 г. № 799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края».

К 2008 г., времени разработки и утверждения «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», в Краснодарском крае уже было открыто 614 классов и групп казачьей направленности на базе 221 образовательного учреждения, в том числе 375 классов и 226 межклассных или межвозрастных групп, созданных как на базе школ, так и учреждений дополнительного образования, и 13 групп, созданных в учреждениях начального профобразования с общим количеством воспитанников – 11584 человека, что свидетельствовало о популярности идеи создания системы казачьего образования в регионе.

18 марта этого года выходит Распоряжение главы администрации Краснодарского края № 161-р «О совершенствовании работы по развитию образования и воспитания в классах и группах казачьей направленности в Краснодарском крае», а 31 марта Приказ администрации Краснодарского края, департамента образования и науки Краснодарского края, войскового казачьего общества «Кубанское казачье войско» № 1060 «Об утверждении Порядка присвоения государственным и муниципальным образовательным учреждениям Краснодарского края регионального статуса “казачье образовательное учреждение”».

Документом, ориентированным на создание качественно новой системы казачьего образования, стало Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июля 2008 г. № 644 «Об утверждении концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества». Казачество – «это часть нашей культуры, причём не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»    Президент РФ   В.В. Путин

Казачество  способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Формирует знания детей о своей малой Родине, о том, что мы потомки кубанских казаков, а они наши предки. Воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

«Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»    Президент РФ   В.В. Путин

Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков из мощного пласта казачьей истории и культуры, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах во имя процветания России и её народов.

На сегодняшний день существует целая сеть средних, начальных и профессиональных казачьих учебных заведений. Их развитию уделяется особое внимание на государственном уровне: создана комиссия по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями на базе Минобрнауки России, Совета при Президенте РФ по делам казачества, рабочих групп Совета в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением. В каждом федеральном округе России, особенно в традиционных казачьих регионах создаются общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых отражает стремление общества к укреплению российских форм и традиций образовательной деятельности. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.

Таким образом, структура казачьего образования выглядит на настоящий момент следующим образом:

  • казачий детский сад;
  • казачья общеобразовательная школа (казачий класс);
  • казачий кадетский корпус;
  • вуз.

Заканчивая первую ступень, ребенок имеет право выбора – продолжить обучение в школе либо поступить в кадетский казачий корпус. Подобный учебный комплекс готовит казаков к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, поскольку обеспечивается «историческая преемственность поколений, сохранение, трансляция и развитие национальной культуры, осуществляется воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью», что стоит на первом месте среди множества целей и задач «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

Непрерывная система казачьего образования предусматривает получение не только классических, светских знаний, но и формирует уникальное казачье самосознание через изучение истории, традиций и культуры казаков, то есть казачье образование есть «классическое» образование плюс казачий (региональный) компонент.